Гагарина Наталья Владимировна, ведущий научный сотрудник

Членство в Российской Академии Естествознания

профессор Университета имени Гумбольдта, Университета Уппсалы и Глава департамента ‘Language Development and Multilingualism’ в Лейбниц-центре.

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  • Развитие грамматической системы в речи ребенка происходит на протяжении четырех периодов. Схема периодизации строится на основе анализа уровня развития глагольного формообразования и лексики. Основные этапы совпадают с изменениями в развитии значений и форм грамматических категорий глагола: 1) доглагольный период; 2) период аналогий (формовоспроизводство); 3) период развития продуктивности (формопроизводство); 4) период усвоения грамматической нормы  и периферийных правил.
  • Развитие личных форм глагола и становление грамматических категорий глагола) происходит ступенчатым путем — от начала их восприятия и до формирования их конвенциональных эквивалентов. Это ступенчатое построение может быть представлено следующим образом:   единичные формы; группы форм; ряды форм; группы рядов; объединенная система форм и их значений (то есть грамматическая категория).
  • Усвоение глагольного вида тесно связано со становлением когнитивных представлений «процесс-результат», развитием лексикона, уточнением лексического значения глаголов и появлением способов действия. План содержания категории вида усваивается на самых ранних этапах, о чем, кроме всего прочего, свидетельствует почти полное отсутствие ошибок в выборе форм вида. План выражения формируется месяцами и даже годами «ступенчатым образом» (piece-meal manner) на основе постепенного овладения употреблением видовых пар и становления общей языковой компетенции (усвоения нормы).
  • У категории времени наблюдается несколько другое направление развития. План выражения усваивается очень рано (этому способствует «легкий» для усвоения тип маркировки временных различий), а становление плана содержания длится месяцы. Вначале дети обозначают только локализованные во времени ситуации речи действия, постепенно связь с моментом говорения ослабляется и разрывается. К концу анализируемого периода дети уже могут оперировать всеми временными значениями и их подтипами.
  • Усвоение категории лица (сюда же примыкает и число) характеризуется двухступенчатостью. Ребенок вначале осваивает формы 3-го и 1-го лица и далее строит из них оппозитивный ряд форм, которые можно назвать продуктивными и организованными в детской грамматике. Позже к этому ряду достраиваются формы 2-го лица, которые постепенно «выводят» категорию лица к конвенциональному наполнению формами всех трех лиц. Категория числа в глагольных формах настоящего и будущего времени неразрывно связана с категорией лица. Так как при формировании глагольных оппозиций лицо является «ведущим», а число — «ведомым» членом в этой связке, категория числа не может рассматриваться как самостоятельно усваиваемая категория в формах лица.
  • Ошибки в спонтанной детской речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какую часть морфологической системы они затрагивают: флексия (или маркер глагольной категории) и основа, выбранная для образования какой-либо формы. Исследование стратегии исправлений (или реформуляций) взрослыми ошибок детей выявило изменения, связанные с возрастом детей и с типом этих ошибок. На первых, самых ранних, стадиях онтогенеза взрослые не поправляют детские неверные формы, а переспрашивают ребенка о пропозиции высказывания, используя наводящие вопросы. Позже, когда дети начинают употреблять личные формы, взрослые последовательно дополняют их (в случае использования инфинитива вместо конструкции «инфинитив + вспомогательный глагол») или исправляют неверные формы. При этом ошибки в координации подлежащего и сказуемого чаще всего не корректируются. Взрослые по-разному реагируют на неверные употребления глагольных форм (ошибки в выборе флексий) и неверные образования внутри глагольной основы, выбранной для образования какой-либо формы.
  • Употребление детьми инфинитивов (так называемых опциональных инфинитивов) вместо личных форм глагола связано с периодом, когда ребенок лишь извлекает личные формы глагола из своего «инфлектикона» (так же, как он извлекает слова из лексикона). Опциональные инфинитивы употребляются в расширенной сфере неконвенциональных для нормативной речи контекстов. Изменения в употреблении опциональных инфинитивов могут служить одним из критериев полноты усвоения глагольных категорий и уровня развития всей грамматической системы ребенка в целом. Как только дети начинают продуктивную деятельность по конструированию (глагольной и именной) парадигмы, количество опциональных инфинитивов сокращатся до минимума и исчезает.
  • Ошибки в употреблении личных форм глагола и инновации можно поставить в зависимость от стадии развития морфологических категорий глагола и, соответственно, от уровня развития грамматической системы глагола. На ранних этапах онтогенеза, в период формовоспроизводства и в начале периода формопроизводства, дети употребляют личные формы глагола в неверных контекстах. Инновации формообразования появляются позже, свидетельствуют о продуктивной деятельности детей, об их «формотворчестве» и являются показателем степени усвоения правил глагольного формообразования.
  • Результаты эксперимента, направленного на выявление восприятия нерезультативных и результативных ситуаций, обозначаемых глаголами несовершенного и совершенного вида, показали, что (а) в комбинациях «глагол СВ и результативное действие» (конкретно-фактическое значение) и «глагол НСВ и результативное действие» (обобщенно-фактическое значение) дети с самого раннего возраста правильно демонстрируют конвенциональную (взрослую) реакцию, (б) большая часть детей в возрасте от четырех до шести лет ошибочно отвечает на вопрос, относящийся к нерезультативной (не доведенной до результата, но окончившейся) ситуации и содержащий глагол НСВ. Понятие предела и обозначение его глаголами СВ на самых ранних этапах онтогенеза может быть ограничено (или специфицировано) так называемым внешним пределом.
  • Рассмотренные характеристики инпута (количество высказываний с глаголами, распределение инфинитива, императива и личных форм глагола среди общего количества учтенных высказываний с глаголами, распределение форм 1, 2 и 3-го лица среди всех личных форм глагола и местоимений 1, 2 и 3-го лица среди всех учтенных местоимений) остаются относительно неизменными на трех выделенных нами стадиях онтогенеза — формопроизводства, формовоспроизводства и усвоения нормы (развития продуктивности). Дети, в целом перенимая основные пропорциональные соотношения глагольных высказываний и глагольных форм инпута, тем не менее выстраивают свою собственную стратегию в употреблении глагольных высказываний, глагольных форм и личных местоимений, не всегда зеркально отражающих их инпут.

Список опубликованных работ

  1. MAIN: Multilingual Assessment Instrument for Narratives – Revised. Gagarina, Natalia, Daleen Klop, Sari Kunnari, Koula Tantele, Taina Välimaa, Ute Bohnacker & Joel Walters. 2019. MAIN: Multilingual Assessment Instrument for Narratives – Revised. . ZAS Papers in Linguistics (ZASPiL 63). Berlin: ZAS.
  2. Narrative texts by children and adults: insights into their organization through a prism of language system and environmental factors. Weber, Oliver, Josefin Lindgren & Natalia Gagarina (eds.). 2019. Narrative texts by children and adults: insights into their organization through a prism of language system and environmental factors. . ZAS papers in linguistics (ZASPiL 62). Berlin: ZAS.
  3. Identifying early preschool bilinguals with DLD: A composite profile of narrative and sentence repetition skills. Gagarina, Natalia, Stefanie Gey & Natalie Sürmeli. 2019. Identifying early preschool bilinguals with DLD: A composite profile of narrative and sentence repetition skills. Narrative texts by children and adults: insights into their organization through a prism of language system and environmental factors. ZAS papers in linguistics (ZASPiL 62), 168-189.
  4. Macrostructural organization of adults’ oral narrative texts. Gagarina, Natalia, Ute Bohnacker & Josefin Lindgren. 2019. Macrostructural organization of adults’ oral narrative texts. Narrative texts by children and adults: insights into their organization through a prism of language system and environmental factors. ZAS papers in linguistics (ZASPiL 62), 190-208.
  5. Keeping two languages apart: Connective processing in both languages of Russian-German bilinguals.Mak, Pim, Julia Lomako, Natalia Gagarina, Ekaterina Abrosova & Elena Tribushinina. 2019. Keeping two languages apart: Connective processing in both languages of Russian-German bilinguals. Bilingualism: Language and Cognition., FirstView.
  6. A Crosslinguistic Study of Symmetrical Judgments. Drozd, Ken, Darinka Anđelković, Maja Savić, Kazuko Yatsushiro, Natalia Gagarina, Uli Sauerland et al.. 2019. A Crosslinguistic Study of Symmetrical Judgments. BUCLD 43: Proceedings of the 43rd Boston University Conference on Language Development. , 217-230.
  7. Kasuserwerb in der Erstsprache Türkisch: Eine Untersuchung zur Akkusativ- und Dativproduktion von bilingual türkisch-deutschsprachigen Kindern.Gökgöz, Kübra, Natalia Gagarina & Annegret Klassert. 2019. Kasuserwerb in der Erstsprache Türkisch: Eine Untersuchung zur Akkusativ- und Dativproduktion von bilingual türkisch-deutschsprachigen Kindern. Sprache, Stimme, Gehör., eFirst.
  8. Input dominance and home language development in Russian-German bilinguals.Gagarina, Natalia & Annegret Klassert. 2018. Input dominance and home language development in Russian-German bilinguals. Frontiers in Communication-Language Sciences 3., Article 40.
  9. Diskurs und der Erwerb diskursiver Fähigkeiten. Sauermann, Antje, Damaris Bartz & Natalia Gagarina. 2018. Diskurs und der Erwerb diskursiver Fähigkeiten.  Bericht über das Forschungsjahr 2017 : ZAS ; Reflexionen, 19-30.
  10. The roles of givenness and type of referring expression on the comprehension of word order in Russian-speaking children. Sauermann, Antje & Natalia Gagarina. 2018. The roles of givenness and type of referring expression on the comprehension of word order in Russian-speaking children. Linguistics Vanguard., 1-10.
  11. Conference Report HOLM 2016 – The International Conference on Social and Affective Factors in Home Language Maintenance and Development. Schalley, Andrea C., Susana A. Eisenchlas & Natalia Gagarina. 2017. Conference Report HOLM 2016 – The International Conference on Social and Affective Factors in Home Language Maintenance and Development. Journal of Home Language Research (JHLR) 2, 2017., 1-5.
  12. Monolingualer und bilingualer Erstspracherwerb des Russischen: ein Überblick. Gagarina, Natalia. 2017. Monolingualer und bilingualer Erstspracherwerb des Russischen: ein Überblick. In Witzlack-Makarevich, Kai & Nadja Wulff (eds.). Handbuch des Russischen in Deutschland: Migration – Mehrsprachigkeit – Spracherwerb. Slawistik 5, 393-410. Berlin: Frank & Timme.
  13. Bilingual lexicon development in German in preschool children with the home languages Russian and Turkish. Gagarina, Natalia, Dorothea Posse, Stefanie Düsterhöft, Felix Golcher & Nathalie Topaj. 2017. Bilingual lexicon development in German in preschool children with the home languages Russian and Turkish. In Peukert, Hagen & Ingrid Gogolin (eds.). Dynamics of Linguistic Diversity., 125-142. Amsterdam: John Benjamins.
  14. Noun and verb knowledge in monolingual preschool children across 17 languages: Data from Cross-linguistic Lexical Tasks (LITMUS-CLT). Haman, Ewa, Magdalena Łuniewska, Pernille Hansen, Hanne Gram Simonsen, Shula Chiat, Natalia Gagarina et al.. 2017. Noun and verb knowledge in monolingual preschool children across 17 languages: Data from Cross-linguistic Lexical Tasks (LITMUS-CLT). Clinical Linguistics & Phonetics 31(11-12). Special Issue «Testing Vocabulary in Bilingual Children across Languages»., 818-843.
  15. Гагарина Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. – СПб.: Наука, 2008. – 275 с. (17,2 п.л.).
  16. Гагарина Н.В. Категория инфинитива в детской речи (на мате-риале русского языка) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 10 (59) [март]. – С. 94-98 (0,38 п.л.).
  17. Гагарина Н.В. Личные формы русского глагола, развитие гла-гольной парадигмы и продуктивность в детской речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 10 (59) [март]. – С. 99-106 (0,62 п.л.).
  18. Гагарина Н.В. Этапы развития глагольных форм в детской речи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 2 (12) [апрель]. – С. 155-165 (0,64 п.л).
  19. Гагарина Н.В. Ошибки в употреблении глагольных форм при усвоении детьми русского языка // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 4 (16) [сентябрь]. – С. 152-167 (0,78 п.л.).
  20. Гагарина Н.В. Восприятие видов глагола в русском языке: экспериментальное исследование // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 4 (16) [сентябрь]. – С. 167-171 (0,19 п.л.).
  21. Гагарина Н.В. К вопросу о принципах анализа грамматических категорий и глагольных форм в детской речи // Сибирский филологический журнал. – 2008. – № 4 [сентябрь]. – С. 173-181 (0,59 п.л.).
  22. Гагарина Н.В. Формирование грамматических категорий вида и времени, лица и числа на ранних этапах речевого онтогенеза // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. – 2008. – Том III. (3) [октябрь]. – С. 7-64 (2,9 п.л.).
  23. Dressler, U., Kilani-Schoch, M., Gagarina, N., Pesta,l L., and Pöchtrager, M. On the Typology of Inflection Class Systems // Folia Linguistica. – 2006. – XL/1-2 – P. 51-74 (1,5 п.л. / 0,36 п.л.).
  24. Гагарина Н. В. Начальные стадии формирования глагольной парадигмы в речи ребенка // Речь ребенка: ранние этапы. Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике / Отв. ред. С. Н. Цейтлин. – СПб.: ИПК «Бионт». – 2000. – С. 94-105 (0,85 п.л.).
  25. Гагарина Н. В. Современные теории онтолингвистики о виде и времени глагола: противоречия и пути их разрешения // Исследования по языкознанию. Сборник статей к 70-летию чл.-кор. РАН А.В. Бондарко / Отв. ред. С. А. Шубик. – СПб.: Изд-во СПГУ. – 2000. – С. 337-347 (0,83 п.л.).
  26. Гагарина Н. В. Становление функционально-семанического поля аспектуальности в детской речи // Семантические категории в детской речи / Отв. ред. С. Н. Цейтлин. – СПб.: Нестор-История. – 2007. – С. 18-40 (1,39 п.л.).
  27. Gagarina, N. The acquisition of aspectuality by Russian children: the early stages // ZAS Papers in Linguistics. – 2000. – № 15. – P. 232-246 (1,09 п.л.).
  28. Gagarina, N. Early verb development in one Russian-speaking child // ZAS Papers in Linguistics. – 2000. – № 18. – P. 143-162 (1,21 п.л.).
  29. Gagarina, N. Productivity of the verbal inflectional classes (the case of Russian) // Future Challenges for Natural Linguistics / Edited by K. Dziubalska-Kolaczyk and J. Weckwerth. – München: Lincom, 2002.  P. 153-164 (0,82 п.л.)
  30. Gagarina, N. Thoughts on optional infinitives [in Russian] // Linguistics by heart: Web-fest for Horst-Dieter Gasde / Edited by D. Hole, P. Law and N. Zhang. – Berlin: Zentrum für Allgemeine Sprachwissenschaft (ZAS). – 2002.  P. 1-23 (1,42 п.л.).
  31. Gagarina, N., Voeikova, M. and Gruzincev, S. New version of morphological coding for the speech production of Russian children (in the framework of CHILDES) // Investigations into Formal Slavic Linguistics. Contributions of the Fourth European Conference on Formal Description of Slavic Languages / Edited by P. Kosta, J. Blaszczak, J. Frazek, L. Geist and M. Zygis. – Frankfurt am Main: Peter Lang. – 2002.  P. 243-258 (0,88 п.л. / 0,44 п.л.).
  32. Gagarina, N. The early verb development and demarcation of stages in three Russian-speaking children // Development of Verb Inflection in First Language Acquisition: A Cross-Linguistic Perspective / Edited by D. Bittner, W. U. Dressler and M. Kilani-Schoch. – Berlin: de Gruyter. – 2003.  P. 131-169 (1,83 п.л.).
  33. Gagarina, N. Does the acquisition of aspect have anything to do with the acquisition of aspectual pairs? // ZAS Papers in Linguistics. – 2004. – № 33. – P. 39-61 (1,56 п.л.).
  34. Gagarina, N. and Bittner, D. On correlation between the emergence of finite verbs and the development of utterances in Russian and German // ZAS Papers in Linguistics. – 2004. – № 33. – P. 13-38 (1,77 п.л. / 0,88 п.л.).
  35. Dressler, U., Dziubalska-Kolaczyk, K., Gagarina, N. and Kilani-Schoch, M. Reduplication in language acquisition // Studies on Reduplication / Edited by B. Hurch. – 2005. – Berlin: de Gruyter. – P. 455-474 (1,20 п.л. / 0,30 п.л.).
  36. Gagarina, N. and Guelzow, I. Introduction // The acquisition of verbs and their grammar. The effect of particular languages / Edited by N. Gagarina and I. Guelzow. – Dordrecht: Springer. – 2006. – P. 1-11 (0,74 п.л. / 0,37 п.л.).
  37. Guelzow, I. and Gagarina, N. Analytical and synthetical verb constructions in Russian and English child language // The acquisition of verbs and their grammar. The effect of particular languages / Edited by I. Guelzow and N. Gagarina. – Dordrecht: Springer. – 2006. – P. 229-259 (1,78 п.л. / 0,89 п.л.).
  38. Gagarina, N., Armon-Lotem, S. and Gupol, O. Developmental variation in the acquisition of L1 Russian verb inflection by monolinguals and bilinguals // BUCLD 31 Proceedings Supplement / Edited by H. Caunt-Nulton, S. Kulatilake and I.-H. Woo. – Boston: Boston University Press. – 2007. – P. 1-11 (0,80 п.л. / 0,27 п.л.).
  39. Gagarina, N. What happens when adults frequently use infinitives? // Frequency effects in language acquisition / Edited by I. Guelzow and N. Gagarina. – Berlin: de Gruyter. – 2007. – P. 205-233 (1,48 п.л.).
  40. Gagarina, N. Gestufte nature of aspectual pairs // Aspekte, Kategorien und Kontakte slavischer Sprachen. Festschrift für Volkmar Lehmann zum 65. Geburtstag / Edited by B. Brehmer, K. B. Fischer and G. Krumbholz. –2008. – P. 161-172 (0,62 п.л.).
  41. Гагарина Н. В. Этапы развития грамматической системы языка в зеркале освоения грамматики глагола (опыт предварительного анализа) // Теоретические проблемы функциональной грамматики: Материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 26-28 сентября 2001 г.).  СПб.: Наука. – 2001. – С. 260-271 (0,80 п.л.).
  42. Гагарина Н. В. Опциональные инфинитивы в детской речи // Языковые средства в системе, тексте и дискурсе. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти А.Н. Гвоздева (Самара, 25-27 ноября 2002 г.).  Самара: Изд-во СамГПУ.  С. 176-179 (0,29 п.л.).
  43. Гагарина Н. В. Видо-временные формы и их значение в детской речи (на материале русского языка) // Детская речь как предмет лингвистического исследования: Материалы межвузовской научной конференции (Санкт-Петербург, 31 мая – 2 июня 2004 г.). – СПб.: Наука. – 2004.  С. 40-41 (0,06 п.л.).
  44. Гагарина Н. В. Мяч или Ball? Выбор первых слов русско-немецким билингвом // Детское двуязычие: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 3-5 октября 2005 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.  2005.  С. 13-15 (0,14 п.л.).
  45. Гагарина Н. В. Частотные формы в речи взрослых и детей: случайная связь? // Онтолингвистика: некоторые итоги и перспективы: Материалы конференция по детской речи, посвященной 15-летию основания кафедры детской речи / Отв. ред. С. Н. Цейтлин. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 27-28 марта 2006 г.).  СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.  2006.  С. 33-39 (0,37 п.л.).
  46. Гагарина Н. В. Первые местоимения в детской речи (на материале данных русской речи двух детей: билингва и монолингва) // Акту-альные проблемы развития речи и лингвистического образования детей: Материалы II-ой международной научно-практической конференции (Орел, 27-28 апреля 2006 г.).  Орел: Картуш.  2006.  С. 126-129 (0,24 п.л.).
  47. Gagarina, N. The acquisition of inflectional verb morphology by German and Russian children. IXth Congress of the International Association for the Study of Child Language Conference, 16-21 July 2002.  Madison.  P. 129 (0,08 п.л.).
  48. Dressler, U., Kilani-Schoch, M., Gagarina, N., Pestal, L. and Pöch-trager M. On the typology of inflection class systems. 11th international Morphology meeting, 14-17 February 2004. – Vienna. – P. 44 (0,07 п.л.).
  49. Gagarina, N. Frequency effects in language acquisition. DGfS Confer-ence, 25-26 February 2005. – Köln. – P. 62 (0,07 п.л.).
  50. Gagarina, N., Armon-Lotem, S. and Gupol, O. A story of errors: Inflections in the Russian verbal system of Russian-Hebrew sequential bilinguals and Russian monolinguals. Xth Congress of the International Association for the Study of Child Language Conference, 25-29 July 2005. – Berlin. – P. 204 (0,08 п.л. / 0,03 п.л.).
  51. Gagarina, N. Salience as a factor in models of language acquisition. Xth Congress of the International Association for the Study of Child Lan-guage Conference, 25-29 July 2005. – Berlin. – P. 121 (0,08 п.л.).
  52. Gagarina, N. Adult’s reformulations of errors in child Russian. 12th international Morphology meeting, 25-28 Mai 2006. – Budapest. – P. 161 (0,08 п.л.).
  53. Gagarina, N. An aspect brainteaser in Russian: how do children and adults solve it? Second International “Perspectives on Slavistics” Conference, 21-24 September 2006. – Regensburg. – P. 28-30 (0,10 п.л.).

admin

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.