Проект «Сервис виртуальных кабинетов русского языка для зарубежных школ» нацелен на повышение качества образования и обеспечение русских школ зарубежья дополнительными педагогическими возможностями онлайн-работы, вариант смешанного обучения (англ. “Blended Learning”).
Первый запуск данного проекта состоялся в 2017 году, благодаря успешным результатам которого было решено продолжить его реализацию.

К 2019 году количество школ-участниц проекта возросло до 30! В Проекте принимают участие русские зарубежные школ из 15 различных стран: европейской части – Испании, Греции, Болгарии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Норвегии, Ирландии, Словакии; а также Австралии, Канады, США, Катара и Южной Кореи.


В ходе проекта каждая школа-участница была оснащена двумя кабинетами на платформе Lang-Land.com.

  1. Кабинет №1 «Русский консультант» был создан для обеспечения системы повышения квалификации учителей школ русского зарубежья преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена с помощью платформы Lang-Land.com. Данный кабинет позволяет реализовывать лингводидактическую траекторию (организация лингвистической и методической помощи учителям школ-участниц проекта) и учебно-организационную траекторию (организация административной поддержки, услуги по оснащению лингводидактической литературой «школа под ключ», обсуждение учебных планов, коррекция предметов, оснащение лингводидактической диагностикой и подготовка к тестированию).
    Работа «виртуальных кабинетов русского языка» предполагает разнообразные формы образовательной деятельности: индивидуальные занятия, консультации, повышение квалификации педагогов, обеспечение онлайн материалами и др.
    Были проведены консультации-вебинары по запросу всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, администрации школ, психологов, логопедов) через организацию служб технической и методической поддержки. Концепция проведения консультаций-вебинаров: были отобраны высококвалифицированные преподаватели РГПУ им. А.И. Герцена в вопросах обучения русскому языку в зарубежных школах (Е.А. Хамраева, И.П. Лысакова, Т.Г. Галактионова, Ю.Л. Проект, Е.А. Железнякова), которые представили наиболее актуальные для школ-участниц темы, и в соответствии с ними были проведены вебинары, на которых происходило взаимное обсуждение выбранных аспектов обучения. Всего было проведено 20 вебинаров общей длительностью в 20 ак. ч. На связь выходили как представители зарубежных школ – директора, так и практикующие учителя, у которых в процессе преподавательской деятельности накопились проблемные вопросы. Вебинары включали теоретическую часть по заявленной проблеме, заранее подготовленную преподавателем, а также время для обсуждений, которое предполагало индивидуальное консультирование в онлайн режиме.
  2. Кабинет №2 «Русский ассистент» представляет собой вариант бинарных уроков. Программа, реализуемая в данном кабинете, обеспечивает включение новой формы совместной деятельности преподавателей РКИ из России и учителей из зарубежных школ дополнительного образования. Это новая система уроков-экскурсий, уроков-репортажей и организация специальных уроков-полилогов в режиме реального времени в виде телемоста. Преподаватели РКИ выступают в качестве ассистентов, погружая учащихся зарубежных школ в аутентичную среду путем просмотра видеоматериала, отснятого на территории России в соответствии с заявленной тематикой урока. Видео – основа, на который базируется весь культурологический, лексико-грамматический и речевой материал для данного занятия. Учителя зарубежных школ помогали организовывать уроки, заранее распечатывая при необходимости раздаточный материал, актуализируя тему на предшествующих занятиях, а также управляли процессом, дисциплинируя классную работу.
    К 2019 году было разработано 32 тематических плана урока, видеозаписи и интерактивные задания к ним. Уроки-репортажи и уроки-экскурсии служат цели расширения страноведческой и культуроведческой информации у учащихся зарубежных школ. Ассистенты подстраивали занятия под разновозрастные и разноуровневые аудитории: упрощали или усложняли задания, создавали универсальные видеоматериалы, выбирали актуальные темы для любых групп.

Наглядными результатами работы проекта к 2019 году стали подробные конспекты новых разработанных метапредметных уроков ассистентами, которые были проведены со школами в конце учебного года. Тематика уроков касалась литературоведческого, исторического, географического, физического, астрономического, космического аспектов изучения России.

Обратная связь зарубежных школ заключалась в детальных отзывах о данном проекте, которые включали в себя благодарности организаторам и коллективу преподавателей, подробное описание положительных моментов в реализации данного проекта, пожелания для более успешного проведения занятий – предложение актуальных тем для определенных возрастных категорий, рекомендации преподавателям и организаторам.



Источник финансирования: Фонд «Русский Мир» (договор пожертвования № 2123П/12-18 от 14.12.2018).