27 мая 2022 года на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена состоялся Круглый стол «Билингвальное образование – путь к диалогу культур»

Торжественное мероприятие открыла научный руководитель МЦБиПО д.п.н., профессор Елизавета Александровна Хамраева. С поздравлением к коллективу МЦБиПО обратились зав. каф. Межкультурной коммуникации, д.п.н., профессор Ирина Павловна Лысакова, советник ректора, д.п.н. Юлия Александровна Комарова и доцент каф. РКИ и методики его преподавания, к.ф.н. Александра Павловна Иванова.

В ходе Круглого стола состоялось обсуждение особенностей и опыта организации билингвального и поликультурного образования на территории Российской Федерации и за ее пределами. В рамках мероприятия прозвучали доклады сотрудников МЦБиПО и приглашенных гостей, среди которых были: декан факультета русского и иностранных языков Государственного университета им. В. Я. Брюсова (г. Ереван, Республика Армения) д.п.н., профессор Нина Игоревна Таткало; профессор Государственного университета им. В. Я. Брюсова и Российско-Армянского университета (г. Ереван, Республика Армения), главный редактор научно-методического журнала «Проблемы современной русистики», д.п.н.  Инна Робертовна Саркисян; заместитель директора Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа,  к.филос.н. Артём Юрьевич Тылик;  методист по русскому языку и литературе МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Стратегия» г. Калуги Елена Владимировна Безверхая; директор Издательского дома «Көкжиек-Горизонт» (г. Алма-Ата (Алматы), Республика Казахстан) Наталья Владимировна Новосельцева;  начальник отдела филологии и развития обучения иностранным языкам Республиканского центра образования при Министерстве народного образования Республики Узбекистан (г. Ташкент, Республика Узбекистан) Барно Убайдуллаевна Турсуналиева.

Спикеры предложили участникам Круглого стола обсудить следующие темы: понятие билингвизма как феномена развития детей в двух языковых системах, особенности детей-билингвов и методика работы с ними, специфика обучения детей-билингвов видам речевой деятельности, ошибки детей-билингвов и способы их преодоления, оценивание результатов обучения детей-билингвов: инструментарий диагностики уровня речевой и языковой компетенции. 

Онлайн-участниками Круглого стола стали педагоги и специалисты из 27 стран мира и 46 регионов РФ (более 350 чел.)!

Запись круглого стола доступна по ссылке.

 

Коллектив МЦБиПО создаёт и реализует дополнительные образовательные программы в сфере билингвального и поликультурного образования в целях совершенствования профессиональных знаний и деловых качеств специалистов научных и образовательных учреждений РФ, их подготовки к выполнению новых трудовых функций в сфере билингвального и поликультурного образования. Также МЦБиПО реализует Программу профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному в билингвальной и поликультурной среде».

Коллективом МЦБиПО разработана уникальная Лингводидактическая диагностика для школ русского зарубежья. С 2018-го года МЦБиПО проводит лингводидактическое тестирование по русскому языку для определения уровня владения русским языком у детей-билингвов и детей-инофонов, изучающих русский язык вне РФ.

Сотрудники МЦБиПО регулярно подают заявки на реализацию проектов с финансированием из внешних источников. Многие из заявок были поддержаны и успешно реализованы. Также МЦБиПО регулярно проводит на базе РГПУ им. А. И. Герцена мероприятия, направленные на консолидацию профессионального сообщества в деле билингвального и поликультурного образования, социокультурной адаптации мигрантов и детей мигрантов.

 

Подробнее о деятельности МЦБиПО, программах, мероприятиях и реализованных проектах см. на официальном сайте МЦБиПО.

Поздравляем с пятилетием Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования!

 

 

Программа мероприятия

Модератор: Хамраева Елизавета Александровна, д.п.н., профессор кафедры интенсивного обучения РКИ, научный руководитель межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена

10.30 – 11.00
Приветственные слова

Хамраева Елизавета Александровна, д.п.н., профессор кафедры интенсивного обучения РКИ, научный руководитель межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена

Лысакова Ирина Павловна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой межкультурной коммуникации РГПУ им. А. И. Герцена

Гости, поздравления

11.00 – 12.50
Понятие билингвизма как феномена развития детей в двух языковых системах – титульные доклады

Современная лингводидактическая теория билингвизма
Хамраева Елизавета Александровна, д.п.н., профессор кафедры интенсивного обучения РКИ, научный руководитель межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена

Межкультурная коммуникация при обучении детей-билингвов Лысакова Ирина Павловна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой межкультурной коммуникации РГПУ им. А. И. Герцена

Русская речь двух поколений билингвов в Германии: некоторые особенности
Московкин Леонид Викторович, д.п.н., профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ

О некоторых проблемах формирования армяно-русского билингвизма в современной образовательной системе Республики Армения
Таткало Нина Игоревна, д.п.н., профессор, декан факультета русского и иностранных языков Государственного университета им. В. Я. Брюсова
(г. Ереван, Республика Армения)

Модели двуязычного образования на дошкольном и начальном этапах обучения
Саркисян Инна Робертовна, д.п.н., профессор Государственного университета им. В. Я. Брюсова и Российско-Армянского университета, главный редактор научно-методического журнала «Проблемы современной русистики»
(г. Ереван, Республика Армения)

Билингвальные школы ЯНАО: представление проекта
Тылик Артём Юрьевич, к.филос.н., заместитель директора Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Поликультурное образовательное пространство Калужского региона как основа социальной адаптации и интеграции мигрантов
Безверхая Елена Владимировна, методист по русскому языку и литературе МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Стратегия» г. Калуги

Методическое обеспечение билингвального образования в Республике Казахстан
Новосельцева Наталья Владимировна, директор Издательского дома «Көкжиек-Горизонт»
(г. Алма-Ата (Алматы), Республика Казахстан)
Ссылка для скачивания материалов презентации

 

13.20 – 15.20
Особенности детей-билингвов и методика работы с билингвами

Особенности детей-билингвов и принципы работы с ними
Турсуналиева Барно Убайдуллаевна, начальник отдела филологии и развития обучения иностранным языкам Республиканского центра образования при Министерстве народного образования Республики Узбекистан
(г. Ташкент, Республика Узбекистан)

Основные ошибки детей, изучающих русский язык. Приёмы преодоления ошибок
Железнякова Елена Алексеевна, к.п.н., доцент кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им. А. И. Герцена
Культуроведческий аспект в преподавании русского языка билингвам Ряузова Ольга Юрьевна,
к.п.н., доцент, научный сотрудник межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена

Предметно-интегративная методика при обучении детей-билингвов Шорина Татьяна Александровна, к.п.н., ведущий научный сотрудник межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена

Технология CLIL при обучении детей-билингвов
Гельфрейх Полина Георгиевна, научный сотрудник межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена, преподаватель Пармского государственного университета, президент Ассоциации «Русский дом – Италия»
(г. Парма, Италия)

Чтение как процесс восприятия и переработки информации. Смысловое и функциональное чтение
Саматова Лола Маджидовна, к.п.н., научный сотрудник межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена

Образовательные технологии в обучении детей-билингвов
Павлова Елена Валентиновна, к.и.н., научный сотрудник межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена

Подведение итогов Круглого стола
Хамраева Елизавета Александровна, д.п.н., профессор кафедры интенсивного обучения РКИ, научный руководитель межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена

Программа в формате PDF:

24.05.2022 г. Программа_27.05_Международный Круглый стол