Международный научно-практический семинар «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия».

1 ноября 2019 года в г. Санкт-Петербурге состоялся научно-практический семинар «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия», организованный межвузовским центром билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена  при поддержке РФФИ (Проект №19-013-20133).

Основная цель научно-практического семинара – демонстрация и трансляция научного опыта, новейших исследований в области языкознания и билингвального обучения, обзор современных педагогических информационных технологий, а также создания учебно-методической литературы для адресной работы с учебной билингвальной аудиторией разной возрастной категории, и популяризация культурного наследия России. Программой семинара предусмотрены выступления, мастер-классы, тематические «мастерские».

В ходе научно-практического семинара обсуждались следующие вопросы:

  • Языковая поддержка детей билингвов, методы диагностики и языковая терапия;
  • Новые подходы к лингводидактической диагностике детей-билингвов;
  • Проблемы билингвального образования в поликультурной образовательной среде;
  • Поддержка, сохранение и развитие родных языков, включая исчезающие;
  • Поликультурная школа РФ: направления работы и стратегии развития;
  • Межкультурная коммуникация: современные стратегии и их использование в поликультурном полилингвальном пространстве.

 На пленарное заседание «Актуальные вопросы билингвального и поликультурного образования» были вынесены вопросы стратегической важности в области билингвального  и поликультурного образования: государственная политика в области поддержки и сохранения родных языков, языковая диагностика: концепция, измерители, критерии успешности, актуальные вопросы лингводидактики, русистики.  С докладами выступили ведущие ученые в области билингвального образования, основоположники научной школы по межкультурной коммуникации  России,  зарубежные ученые, занимающиеся проблемами русского языка как неродного/иностранного.

Секция 1: «Лингводидактическая поддержка обучения детей-билингвов: языковая диагностика, оценка успешности, терапия».  Модераторы: Хамраева Елизавета Александровна, доктор педагогических наук, профессор,  директор МЦБиПО РГПУ им. А.И. Герцена, и Гагарина Наталья Владимировна, доктор филологических наук, Лингвистический Лейбниц центр, г. Берлин, Германия, ведущий научный сотрудник МЦБиПО РГПУ им. А.И. Герцена.

В рамках секции обсуждались актуальные вопросы, связанные с особенностями языкового развития детей-билингвов, их языковой поддержкой, оценкой успешности, прогнозированием возможных ошибок и методами их исправления.

Секция 2: «Актуальные вопросы межкультурной коммуникации в аспекте поликультурного образования» Модераторы: Ирина Павловна Лысакова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена и Роман Сайяфович Алиев, доктор педагогических наук, директор Рижской классической гимназии, г. Рига, Латвия

В рамках секции обсуждались актуальные вопросы, касающиеся формирования социокультурных компетенций в поликультурном пространстве, в частности в поликультурных регионах РФ, были затронуты вопросы обучения мигрантов в поликультурных классах РФ.

Также на семинаре работала дискуссионная площадка: «Родные языки в поликультурной образовательной среде: проблемы, задачи, решения», цель которой —  привлечь внимание педагогической общественности к решению проблем поддержки и развития программ на родных языках, а также к решению задач, связанных с разработкой программ по русскому языку как родному/неродному/иностранному.

Для участия в научно-практическом семинаре были приглашены представители отечественных научно-педагогических школ, а также известные ученые и педагоги из зарубежных стран.

Всем участникам семинара выдавался сертификат участника.

Информационное письмо ИТОГ

Статьи докладчиков научно-практического семинара  опубликованы в сборнике «Билингвальное образование» и включены в РИНЦ.

Билингвальное образование Семинар-2019