С мая по декабрь 2018 года в рамках Государственного контракта № ЭА-333/18 (Рег. № 103/18) от 28.04.2018 г. с Комитетом по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области (далее – Заказчик) и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (далее – Исполнитель) был реализован проект «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область» (далее – Проект).

Реализация Проекта включила в себя 4 ключевых комплекса мероприятий.

I. Разработка содержания и проведения мониторинга, направленного на выявление потребности 17 муниципальных районов/ 1 городского округа Ленинградской области в социально-культурной и языковой адаптации детей-мигрантов

В рамках проекта «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область» (пп. ТЗ № 4.1.1 ГК № ЭА-333/18 от 28.04.2018) был проведен мониторинг, направленный на выявление потребности муниципальных районов и городского округа Ленинградской области в социально-культурной и языковой адаптации детей-мигрантов.

Целью мониторинга являлось выявление целевой аудитории из образовательных организаций по районам и городскому округу Ленинградской области, нуждающихся в методической поддержке в рамках проекта по социально-культурной и языковой адаптации детей-мигрантов.

Для проведения мониторинга была разработана анкета для образовательных организаций, вопросы которой связаны с выяснением контингента обучающихся школ, в т.ч. детей-мигрантов, с разбивкой на классы (начальная и средняя школа), с самоанализом трудностей, с которыми сталкиваются дети-мигрантов при обучении в школе, а также опрос о видах и средствах образовательной организации улучшения ситуации с социально-культурной и языковой адаптацией детей-мигрантов

В мониторинге приняли участие 260 образовательных организаций из 17 муниципальных районов Ленинградской области и из 1 городского округа: Бокситогорский район, Волосовский район, Волховский район, Всеволожский район, Выборгский район, Гатчинский район, Кингисеппский район, Киришский район, Кировский район, Лодейнопольский район, Ломоносовский район, Лужский район, Подпорожский район, Приозерский район, Сланцевский район, Сосновоборский городской округ, Тихвинский район, Тосненский район.

По результатам проведенного мониторинга были сделаны следующие выводы.

  • Наибольшее число детей-мигрантов обучается в районах ЛО, которые прилегают или находятся близко к Санкт-Петербургу, т.е. во Всеволожском, Гатчинском, Ломоносовском, Приозерском и Тосненском районах.
  • По наблюдениям сотрудников образовательных организаций Ленинградской области, наиболее существенными при социально культурной-адаптации детей-мигрантов являются трудности, связанные с освоением школьной программы, с подготовкой домашнего задания, с отсутствием помощи со стороны родителей. Трудности социально-психологические относятся к проблемам второго плана в сознании педагогов.
  • Многие образовательные организации Ленинградской области не осуществляют работу по социально-культурной и языковой адаптации детей-мигрантов: недостаточное внимание уделяется повышению квалификации педагогов по вопросам работы с детьми-мигрантами, обновлению библиотечного фонда учебно-методическими пособиями, научно-методическому сопровождению педагогов.
  • Педагоги образовательных организаций сталкиваются со сложностями в преодолении языкового барьера с обучающимися детьми мигрантов, что может также сказываться и на качестве освоения учебного материала.
    

II. Подготовка и проведение обучающих семинаров для лиц, осуществляющих образовательную и социокультурную работу с детьми-мигрантами

В рамках реализации данного комплекса мероприятий Исполнитель подготовил и провел 15 обучающих семинаров для лиц, осуществляющих образовательную и социокультурную работу с детьми-мигрантами (далее – Семинар). Семинары проводились в местах, согласованных с Заказчиком, в три этапа.
5 семинаров по каждому этапу:

  • Вводный Семинар по итогам проведения мониторинга;
  • Обучающий Семинар по практике реализации Программы;
  • Итоговый Семинар по итогам реализации Программы.

Вводный семинар проводился на базе Исполнителя силами штатных сотрудников РГПУ им. А.И. Герцена в период с 28.05 по 01.06 по нижеприведенной программе.
Участниками семинара стали 20 учителей школ Ленинградской области.

Обучающий семинар проводился на базе Исполнителя силами штатных сотрудников РГПУ им. А.И. Герцена в период с 18.05 по 01.06 по нижеприведенной программе.
Основная цель данного этапа – глубокое погружение в специфику методики обучения детей мигрантов: была представлена концепция работы с обучающими текстами, охарактеризована специфика преподавания разделов языка (фонетики, лексики, грамматики), затронуты вопросы психологической адаптации данной группы обучающихся, представлены и проанализированы примеры уроков с учетом наличия среди аудитории учащихся тех, для которых русский язык не является родным, предложен широкий спектр учебно-методических комплексов, пособий, практических наработок для использования их в дальнейшей работе как с 3-м комплексом мероприятий Проекта, так и в последующей профессиональной деятельности.
Участниками семинара стали 22 учителя школ Ленинградской области.

Итоговый семинар проводился на базе Исполнителя силами штатных сотрудников РГПУ им. А.И. Герцена в период с 03.12 по 07.12 по нижеприведенной программе.
Участниками семинара стали 22 учителя школ Ленинградской области.

III. Реализация Программы социально-культурной и языковой адаптации детей-мигрантов в объеме 48 часов

В 5 районах Ленинградской области согласно результатам проведенного мониторинга, в местах, согласованных с Заказчиком Исполнителем использовалась разработанная в рамках данного Проекта в 2014-2017 гг. специалистами кафедры межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена дополнительная общеобразовательная развивающая программа по социальной адаптации детей-мигрантов младшего и среднего школьного возрастов, методические рекомендации, развивающие материалы для социальной адаптации детей-мигрантов младшего и среднего школьного возраста.

В обучении по Программе Младшего школьного возраста приняли участие 85 учащихся школ Ленинградской области и двое родителей учащихся школ Ленинградской области.
Работу в группах осуществляли 7 учителей школ Ленинградской области.

В обучении по Программе Среднего школьного возраста приняли участие 79 учащихся школ Ленинградской области.
Работу в группах осуществляли 6 учителей школ Ленинградской области.


IV. Печать и распространение информационных буклетов и справочника «Добро пожаловать в Ленинградскую область»

В период с 23-го мая 2018 г. по 24-е мая 2018 г. на базе Единого миграционного центра, находящегося по адресу: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, для целевой аудитории собственными силами были распространены 10000 (десять тысяч) экземпляров информационных буклетов в сфере социальной и культурной адаптации мигрантов в Ленинградской области и 2000 (две тысячи) экземпляров карманного справочника трудового мигранта «Добро пожаловать в Ленинградскую область».