Лысакова Ирина Павловна, научный сотрудник

Учёная степень: доктор филологических наук

Ученое звание: профессор

Профессор Лысакова И.П. создала кафедру межкультурной коммуникации в 1992 году и руководит ею со времени основания(1992).

Лысакова Ирина Павловна имеет награды:

25 ноября 2002 г. Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации за заслуги в области образования» № 08-956
31 января 2005 г. Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
11 декабря 2009 г. Медаль К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук, Отраслевая награда Министерства образования и науки РФ Медаль К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук, №1758
10 мая 2011 г. Медаль А.С.Пушкина «За большие заслуги в распространении русского языка в мире»-награда Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы вручена в Шанхае на X11 Конгрессе МАПРЯЛ
2010,2011 — апрель 2012 Гран-При на международной выставке Global Education («Образование без границ») за «Русский букварь для мигрантов» М.: Кнорус.

И.П. Лысаковой подготовлено 39 кандидатов наук и 6 докторов наук по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный, уровень профессионального образования).

Под руководством И.П. Лысаковой разработаны и реализуются на филологическом факультете РГПУ имени А.И. Герцена образовательные программы бакалавриата по профилю подготовки: Иностранный язык и русский язык как иностранный, Русский язык как неродной и русская литература, программы магистратуры: Лингвокультурологическое образование, Теория и практика обучения межкультурной коммуникации в полиэтническом и поликультурном мире.

1997-2011 гг. проведено 14 международных научных конференций «Русистика и современность». Научные связи поддерживаются со многими кафедрами вузов России, университетами Миннесоты (США), Варшавским университетом, Жешувским и Зеленогурским (Польша), Ювяскюля (Финляндия), Росток (Германия), Даляньский университет (Китай) и др.

Научные публикации:

Монографии:
Язык газеты: социолингвистический аспект. Л., 1981. 101 с.
Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. Л., 1989. 182 с.
Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб. 2005. 255 с.

Учебные пособия:
Пресса перестройки. Учебное пособие для изучающих русский язык иностранцев с комментариями и русско-англо-немецким словарём. – СПб. 1993. 146 с.
Прогулки по Санкт-Петербургу. Сценарий видеофильма и методические рекомендации (научн. ред.). – СПб. 1995. 24 с. 2 п.л.
Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку. Учебник для высших учебных заведений. Гриф УМО.,М., 2004
Лысакова И.П., Матвеева Т.Н., Иванова Е.А. Русский язык в ситуациях общения. Уч. пособие. Изд-во Русский язык. Курсы. М., 2005.
Практическая стилистика русского языка для учащихся с неродным русским языком. Гриф УМО. М., 2007 10,5.п.л. .
Лысакова И.П., Дьякова М.Ю., Железнякова Е.А. Мы говорим по-русски. СПб 2007. Гриф УМО.
Лысакова И.П., Уша Т.Ю. и др. Корректировочный курс русского языка для детей-инофонов. Мы говорим по-русски-2. СПб. 2008
Лысакова И.П., Бочарова Н.А., Розова О.Г. Азбука для тех, кто изучает русский язык как неродной. СПб. 2008.
Русский язык как проводник толерантности в полиэтническаой школе Санкт-Петербурга. СПб. 2008. Гриф УМО.
Технологии адаптации мигрантов» под ред.проф. Лысаковой И.П., СПб 2008., Гриф УМО
Урсула Канторчик, Эва Коморовска, Ирина Павловна Лысакова, Татьяна Михайловна Веселовская. Прагматика побудительных речевых актов в немецком, польском и русском языках. Щецин-Росток 2008.

И.П. Лысакова ,Т.М. Веселовская. Прагматика побудительных речевых актов в русском языке. Щецин-Росток 2008. 239 с.
«Русский букварь для мигрантов»Учебно-методический комплекс (Учебное пособие, Рабочая тетрадь, Методическое руководство, Мультимедийный тренажер «Веселый день») Москва, 2010 Объём 14 п.л. Стр. 200.Тираж 2000, Грифом УМО. Всего авторов 8.

Научные сборники (ред.):
Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Межвузовск. сборник. (науч. ред.). – Вып 1.-СПб.,1998 188 с., Вып.2.-Спб .,1999; Вып 3-Спб..2000;.Вып.4- Спб.2000; Вып.5- Спб 2002.;Вып..6-Спб.,2003; Вып 7-Спб 2004.; Вып.8 Спб 2006.; 405 c.,; Вып.9.СПБ.2007,470 c; Вып.10.Спб.2009., 476 c.Вып.11.СПб 2010.592 с.
Русистика и современность. Материалы международных научных конференций (науч. ред.). Спб., 2002; СПб. 2005.; Спб. 2007 (тт.1-2), 970 с.; Спб 2011 (т.1-397 с., т.2-382 с.).
Перспективы – культура, язык, образование (научн. ред. Совместно с проф. С.А.Расчётиной и С.Лайхиала-Канкайнен). – Juvaskyla. 1999 331 с. 23 п.л.
Коммуникативные исследования 2009. Воронеж 2009. (член редколлегии с 2002 года).
Русское и финское коммуникативное поведение. Выпуск II. (научн. ред.). – СПб.2000. Вып. 31., Воронеж 2008.

Юбилейные сборники:
«Слово есть дело» Т.1- 2 СПб: «Сударыня» 2010. (Т.1- 628 с., Т.2- 426 с.).

Статьи (за последние 5 лет):

  1. Лысакова И.П. Об использовании родного языка в обучении языку неродному // В сборнике: Русистика и современность. Сборник статей XXII Международной научной конференции. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, Кафедра межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Кафедра современного русского языка Астраханского государственного университета, Кафедра русской филологии Жешувского университета, Кафедра русского языка и кафедра мировой литературы Одесского национального университета им. И. И. Мечникова и др.. 2019. С. 136-139.
  2. Лысакова И.П. Двуязычие в семье и в обществе: социокультурные и лингвистические проблемы // В книге: Методика обучения русскому языку как неродному.  Лысакова И.П., Уша Т.Ю., Васильева Г.М., Железнякова Е.А., Розова О.Г., Матвеева Т.Н., Миловидова О.В. Москва, 2019. С. 14-17.
  3. Лысакова И.П. Стилистика и риторика: близкое родство и общее гражданство // В сборнике: Настоящее и будущее стилистики. Сборник научных статей Международной научной конференции 13—14 мая 2019 года. 2019. С. 422-426.
  4. Лысакова И.П., Кузнецова А.Л. Характеристика речевых актов выражения неодобрения в русской и американской речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 194. С. 242-249.
  5. Лысакова И.П., Дун Х. Возможности использования телеинтервью в обучении китайских студентов русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 141-144.
  6. Лысакова И.П. Социолингвистические и стилистические основы обучения русскому речевому этикету учащихся зарубежных школ // В сборнике: Русский консультант. материалы лекций и вебинаров для учителей русских школ зарубежья. Санкт-Петербург, 2018. С. 194-213.
  7. Лысакова И.П. Четверть века в поиске методических инноваций: к юбилею кафедры межкультурной коммуникации // В книге: Русистика и современность.  Лысакова И.П., Железнякова Е.А., Абдурахманова Н.Г., Авдеева А.Е., Авдонина М.Ю., Англичева Т.Н., Айкын Ж., Андреюшина Е.А., Арефьева Н.Г., Архангельская Э., Асан А.К., Баско Н.В., Белунова Н.И., Бирова И.Л., Бичак С., Богуславская В.В., Бойчиук Г.В., Болдова Т.А., Борек М., Бузальская Е.В. и др. Санкт-Петербург, 2018. С. 434-439.
  8. Лысакова И.П. Теоретические основы воспитания культуры речевого общения детей в полиэтническом коллективе // В сборнике: Проблемы онтолингвистики — 2018. Материалы международной конференции. редколлегия: Т. А. Круглякова (ответственный редактор), Т. А. Ушакова, М. А. Еливанова, Т. В. Кузьмина; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Лаборатория детской речи, кафедра языкового и литературного образования ребенка, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования. 2018. С. 472-476.
  9. Лысакова И.П., Железнякова Е.А. Лингвокогнитивные особенности учебного текста // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2018. Т. 17. № 3. С. 166-173.
  10. Лысакова И.П., Ли Б. Лингвокультурологические принципы выбора фрагментов кинофильма в обучении русскому языку как иностранному // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 204-207.
  11. Хамраева Е.А., Лысакова И.П., Шорина Т.А., Обласова А.В., Андреюшина Е.А. Опыт проведения летней школы повышения квалификации для авторов учебников для детей-билингвов // В сборнике: Текст культуры и культура текста. Материалы IV Международного педагогического форума. Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова [и др.]. 2017. С. 338-341.
  12. Лысакова И.П. Русский язык как иностранный и русский язык как неродной: учебники по методике обучения для преподавателей // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Материалы докладов и сообщений XXII международной научно-методической конференции. 2017. С. 351-356.
  13. Лысакова И.П. Современное состояние методики обучения РКИ // В сборнике: Русистика и современность. Katowice, 2017. С. 361-370.
  14. Нургали К.Р., Лысакова И.П. Конференция русистов на казахской земле // Мир русского слова. 2017. № 1. С. 40.
  15. Лысакова И.П. Нужна ли стилистика на занятиях по РКИ? // В сборнике: Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания. Сер. «Вестник Российского культурного центра» Российский культурный центр, Венгерская ассоциация преподавателей русского языка и литературы. 2016. С. 15-19.
  16. Лысакова И.П. Научное наследие профессора В.И. Максимова (к 90-летию со дня рождения) // В сборнике: Русская словесность в научном, культурном и образовательном пространстве (к 90-летию со дня рождения профессора В. И. Максимова). Материалы докладов и сообщений XХI международной научно-методической конференции. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Ответственный редактор Н.Т. Свидинская. 2016. С. 7-14.
  17. Минералова И.Г., Лысакова И.П., Нургали К.Р. XIX Международная научная конференция «Русистика и современность» // Русский язык за рубежом. 2016. № 6 (259). С. 119-121.
  18. Лысакова И.П. Новое в описании русского языка как иностранного // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1884-1889.
  19. Лысакова И.П. Методические особенности «Русского букваря для мигрантов» // В сборнике: Новые цели и ценности образования: опыт, проблемы, перспективы развития. сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2015. С. 167-170.
  20. Лысакова И.П. Концепция толерантности в учебниках русского языка для детей мигрантов // В сборнике: Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. С. 665-669.
  21. Архангельская Э., Игнатьева Л., Лысакова И.П. Форум русистов в Риге // Русский язык за рубежом. 2015. № 6 (253). С. 118-119.
  22. Лысакова И.П. Русский язык как инструмент толерантного общения в поликультурной школе Санкт-Петербурга // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2015. Т. 12. № 1. С. 117-120.

admin

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.