Проект «Сервис виртуальных кабинетов русского языка для зарубежных школ». 2017 и 2018 г. Фонд «Русский мир» дог. \ №1823П/05-17 от 30.05.2017 и №2123П/12-18 от 14.12.2018.
Реализован комплексный проект, нацеленный на повышение качества образования и обеспечение русских школ зарубежья дополнительными педагогическими возможностями онлайн-работы (“Blended Learning”). Проект предусматривает оснащение школ русского зарубежья виртуальными кабинетами и уроками в он-лайн формате. Кабинеты «Русский консультант» и «Русский ассистент» обеспечены лекциями и вебинарами для преподавателей зарубежной школы, позволяющими выстроить лингводидактическую траекторию (организация лингвистической и методической помощи учителям обозначенных школ) и учебно-организационную траекторию (организация административной поддержки, услуги по оснащению лингводидактической литературой «школа под ключ», обсуждение учебных планов, коррекция предметов, оснащение лингводидактической диагностикой и подготовка к тестированию) работы школ. В рамках работы кабина возможно обеспечение повышения квалификации учителей школ русского зарубежья, а также получение педагогами консультаций специалистов РГПУ.
Проект «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область». 2018-2019. Государственный контракт № ЭА-333/18 от 28.04.2018 и № ЭА-456/19 от 08.05.2019 .
В рамках данного проекта были организованы и проведены обучающие мероприятия, направленные на социально-культурную адаптацию мигрантов в Ленинградской области в рамках государственной программы Ленинградской области «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области». Бал проведен мониторинг потребностей муниципальных районов в социально-культурной и языковой адаптации детей-мигрантов, разработана Программа социально-культурной и языковой адаптации детей-мигрантов в 5 районах Ленинградской области согласно результатам проведенного мониторинга (библиотеки, школы, социокультурные семейные центры).
Разработана дополнительная общеобразовательная развивающая программа по социальной адаптации детей-мигрантов младшего и среднего школьного возрастов, методические рекомендации, развивающие материалы для социальной адаптации детей-мигрантов младшего и среднего школьного возраста в коллективе.
Программа социальной адаптации детей-мигрантов рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста в среде образовательной организации и их развитие в культурном и общеобразовательном плане. Она ориентирована на современные методические разработки в области социально-культурной адаптации детей-мигрантов и учитывает данные, полученные в ходе проведения мониторинга. Целями программы стали: повышение уровня владения русским языком, развитие учебной мотивации; усвоение правил общения и этикета; умение работать в группе.
Также для руководителей ОУ, педагогов и методистов были проведены обучающие семинары, которые касались вопросов психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов, вопросам организации межкультурного взаимодействия в школьном коллективе, теоретическим и практическим аспектам обучения иноязычных детей русскому языку, вопросам подготовки детей-мигрантов к ОГЭ и ЕГЭ, а также методике реализации интегрированного подхода в обучении детей.
В рамках проекта были опубликованы «Методическое пособие для учителей» по работе с детьми-мигрантами, а также карманный справочник трудового мигранта «Добро пожаловать в Ленинградскую область».
Проект «Русский учитель». Договор №273-18 от 21.12.2018.
В рамках проекта была разработана концепция виртуального кабинета для педагогов школ русского зарубежья, разработан контент, отобран научно-практический и методический материал, проведены вебинары, направленные на теоретическую и методическую подготовку преподавателей к преподаванию русского языка и предметов на русском языке. Было разработано учебно-методическое пособия «Русский учитель», записана серия видеолекций, разработаны интерактивные задания, видеопрезентации, дидактические материалы. Реализована программа повышения квалификации для педагогов зарубежья.
Международный научно-практический семинар «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия». ГРАНТ РФФИ № 19-013-20133.
Научно-практический семинар «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия» был посвящен трансляции научного опыта, новейших исследований в области языкознания и билингвального обучения, обзору современных педагогических информационных технологий, созданию учебно-методической литературы для адресной работы с учебной билингвальной аудиторией разной возрастной категории, и популяризации культурного наследия России.
На пленарном заседании «Актуальные вопросы билингвального и поликультурного образования» были рассмотрены вопросы стратегической важности в области билингвального и поликультурного образования: государственная политика в области поддержки и сохранения родных языков, языковая диагностика: концепция, измерители, критерии успешности, актуальные вопросы лингводидактики, русистики. На заседании выступили ведущие ученые и эксперты в области билингвального образования, основоположники научной школы по межкультурной коммуникации России.
На секции «Лингводидактическая поддержка обучения детей-билингвов: языковая диагностика, оценка успешности, терапия» обсуждались вопросы, связанные с особенностями языкового развития детей-билингвов, их языковой поддержкой, оценкой успешности, прогнозированием возможных ошибок и методами их исправления.
На секции «Актуальные вопросы межкультурной коммуникации в аспекте поликультурного образования» был рассмотрен спектр вопросов, касающихся формирования социокультурных компетенций в поликультурном пространстве, в частности в поликультурных регионах РФ, вопросы обучения мигрантов в поликультурных классах РФ.
В рамках семинара состоялась работы дискуссионной площадки: «Родные языки в поликультурной образовательной среде: проблемы, задачи, решения», целью которой являлось привлечение внимания педагогической общественности к решению проблем поддержки и развития программ на родных языках, а также к решению задач, связанных с разработкой программ по русскому языку как родному/неродному/иностранному.
По результатам работы семинара был издан сборник материалов выступлений.
Организация педагогического форума преподавателей-русистов «Филологические и социокультурные проблемы русистики» в Болгарии 2019 г. Договор №01/073-107 от 14.11.2019.
14 декабря 2019 года с 9.30 до 18.00 на базе Софийского университета им. Святого Климента Охридского (г. София, Республика Болгария) состоится педагогический форум преподавателей-русистов «Филологические и социокультурные проблемы русистики».
На Форуме планируется работа пяти мастер-классов.
В рамках первого мастер-класса «Рейтинговые технологии диагностирования умений в русском языке как иностранном» будут рассмотрены возможности использования технологии рейтингового диагностирования для оптимизации учебного процесса.
Второй мастер-класс «Русский язык для болгарских учащихся» нацелен на отработку навыков построения и перевода синтаксических конструкций, которые либо не обнаруживают прямых эквивалентов в сопоставляемых языках, либо характеризуются определенными семантическими расхождениями.
Третий мастер-класс «Разработка диагностического инструментария для оценки уровня владения русским языком» посвящен созданию контрольно-измерительных диагностических материалов для обеспечения диагностики речевых умений ребёнка-билингва и детей, изучающих русский язык как неродной или иностранный.
В рамках четвертого мастер-класса «Словари XXI века и обучение русскому языку» участникам форума будет предложено обсудить, какие словари являются полезными в процессе обучения русскому языку в иноязычной аудитории и как организовать работу со словарями наиболее эффективно.
Во время пятого мастер-класса «Ассоциативный эксперимент как индикатор особенностей языковой личности» будет рассмотрен ассоциативный эксперимент как один из наиболее эффективных методов исследования языковой и когнитивной картин мира носителей того или иного языка и языкового сознания личности.
Проект «Русская виртуальная школа». ГОСКОНТРАКТ 2019 г. Министерство просвещения.
Проект нацелен на создание комплексного образовательного портала, предназначенного для самостоятельного изучения русского языка как иностранного, насыщенного учебными материалами.