Хамраева Елизавета Александровна, научный руководитель

Научный руководитель Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования

Учёная степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: профессор

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»

Елизавета Александровна — автор учебных линий по русскому языку для детей-билингвов России и русского зарубежья. Соавтор комплектов по обучению детей соотечественников, проживающих за рубежом, а также детей-иностранцев, изучающих русский язык как первый или второй иностранный. Имеет более 300 публикаций, из которых 46 учебников, получивших одобрение в РАН и РАО. Автор монографии «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников» и нескольких пособий, среди которых учебное пособие, признанное лучшим научно-методическим изданием 2015 года: «Русский язык для детей-билингвов: теория и практика».

Стаж научно-педагогической работы составляет 27 лет, в том числе стаж педагогической работы в высших учебных заведениях — 25 лет.

В 2007 г. возглавила Учебно-методическую комиссию по родному языку по специальности педагогического образования Министерства образования и науки РФ.

Награждена грамотой Министерства образования за создание учебников нового поколения по русскому языку как государственному. Принимала участие в создании линии учебников по русскому языку и литературному чтению для тюркской, абхазо-адыгской, финно-угорской языковых групп. С помощью Елизаветы Александровны созданы учебники нового поколения по родным языкам (даргинскому, чеченскому, аварскому). Основала научную школу, в рамках которой уже защитились 12 её аспирантов.

С 2014 года возглавила кафедру довузовского обучения РКИ в МПГУ, а в 2015 году назначена деканом факультета.

Е. А. Хамраева обладает глубокими знаниями во всех вопросах, связанных с изданием учебников для национальных школ, обучением детей-билингвов, преподаванием РКИ.

Научные публикации, учебники, учебные и методические пособия:

  1. Хамраева Е. А. Детский модуль РКИ. Особенности организации русской школы за рубежом и методики преподавания русского языка – Русский язык за рубежом. 2014. № 5 (246). С. 44-54.
  2. Хамраева Е. А. Русский язык в поликультурном социуме: дошкольный этап организации социокультурной образовательной среды – в сборнике: Динамика языковых и культурных процессов в современной России Санкт-Петербург, 2014. С. 99-102.
  3. Хамраева Е. А. Русский язык для детей билингвов: теория и практика. Москва, 2015.
  4. Хамраева Е. А. Русский язык для детей-билингвов в поликультурном образовательном пространстве российской школы в сборнике: Актуальные проблемы изучения преподавания РКИ в вузе в условиях интернационализации образования. Материалы II Международного семинара, посвященного 15-летию академического сотрудничества Тверского государственного университета с университета ни Финляндии. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Тверской государственный университет’; Отв. редакторы: Ахти Никунласси, доктор философии, профессор Хельсинкского университета кафедры русского языка отделения современных языков (Финляндия); Л.Г.Громова, канд. пед. наук, доцент кафедры РКИ Тверского государственного университета; А.Б. Турин, канд. пед. наук, доцент кафедры РКИ Тверского государственного университета. Тверь, 2015. С. 223-227.
  5. Хамраева Е. А. Языковое образование как условие обучения и развития детей-билингвов в свете реализации ФГОС. Проблемы преподавания русского языка в условиях билингвальной начальной школы. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 156-161.
  6. Хамраева Е. А., Дроздова О.Б. Владение русским языком – условие обучения в поликультурной школе России – Русский язык в школе. 2015. № 11. С. 17-20.
  7. Хамраева Е.А. Азбука – учеб. Для 1 кл. общеобразоват. нац. шк. Рос. Федерации: IIполгудие / Л.Д. Митюшина, А.П. Величук, Е.А. Хамрева. СПб., 2004. Сер УМК «Учим русский язык».
  8. Хамраева Е.А. Азбука. 1 класс — для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/ Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Москва, 2008. Сер. УМК «Учим русский язык».
  9. Хамраева Е.А. Азбука. 1 класс – учеб. Для шк. Чеченской Респ. / Л.Д. Митюшина, А.П. Величук, Е.А. Хамраева. Москва, 2006.
  10. Хамраева Е.А. Волшебный коюч. Русский язык. 3 класс / Е.А. Хамраева, А.Б. Сат. Москва, 2003. Том. Ч.1.
  11. Хамраева Е.А. Дарган мез. 1 / А.А. Пябдусаламов, Е.А. Хамраева. Москва, 2009. Сер. Учебники Дагестана.
  12. Хамраева Е.А. Деятельностный подход к обучению русскому языку в аспекесозания нового учебника // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. № 1. С. 206-209.
  13. Хамраева Е.А. Достижение результатов ФГОС у детей мигрантов: коллективные формы обучения в поликультурной образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2013. № 4. С. 29-37.
  14. Хамраева Е.А. Дошкольный этап образования: русский язык и социокультурная среда //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 44-47.
  15. Хамраева Е.А. К 90-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора Г.Г. Гордиловой / Русский язык в национальной школе. 2012 №2. С3-5.
  16. Хамраева Е.А. Литературное чтение. 1 класс – учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения / Митюшина Л.Д. Хамраева Е.А.,. Москва, 2012. Сер. УМК «Учим русский язык» (3-е изд.,стер.)
  17. Хамраева Е.А. Литературное чтение. 1 класс – учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. / .Д. Митюшина, Е.А. Хамраева.Москва, 2011. Сер. Учим русский язык (2-е изд. стер.).
  18. Хамраева Е.А. Литературное чтение. 1 класс – учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения /Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Москва, 2008. Сер. Учим русский язык.
  19. Хамраева Е.А. Методическое пособие к учебнику Г.Г. Городиловой, Е.А. Хамраевой «Русский язык. 1 класс» -для школ тюркской языковой группы/ Г.Г. Городилова, Е.А, Хамравева, Н.В, Ветрова. Москва, 2010.
  20. Хамраева Е.А. Методическое руководства к учебнику русский язык. 3 класс – для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/ Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Москва, 2009. Сер. Учим русский язык: УМК.
  21. Хамраева Е.А. Мы должны беречь мигрантов из стран СНГ – на путях к новой школе. 2010 №2 с.17-20.
  22. Хамраева Е.А. Профессиональный стандарт учителя: обучение в поликультурной среде – в сборнике: Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия. Сборник статей: в 2 томах, ответственный редактор Румянцева Н.М.. Москва, 2014. С. 224-227.
  23. Хамраева Е.А. Росинка – учеб. По рус.яз. и культуре речи для детей соотечественников, проживающих за рубежом / Е.А. Хамравева, В.В. Дронов. Москва, 2005. Сер. Русский язык с мамой.
  24. Хамраева Е.А. Росинка – учебник по русскому языку и культуре речи для детей соотечественников, проживающих за рубежом / Е.А. Хамравева, В.В. Дронов. Москва, 2008. Сер. Русский язык с мамой (3-е изд., стер.).
  25. Хамраева Е.А. Руский язык 4 класс – учеб. для шк. Тюрк. Язгруппы : в 2 ч. / Г.Г. Городилова, Е.А. Хамраева. Москва, 2006.
  26. Хамраева Е.А. Русский язык 1 класс – учебник для школ тюркской языковой группы / Г.Г. Городилова, Е.А. Хамраева. Москва, 2008.
  27. Хамраева Е.А. Русский язык 2 класс – учебник для школ тюркской языковой группы: в 2 частях / Г.Г. Городилова, Е.А. Хамраева. Москва, 2008.
  28. Хамраева Е.А. Русский язык 3 класс – учебник для школ тюркской языковой группы в 2 ч./ Г.Г. Городилова, Е.А. Хамраева. Москва, 2010. Сер. Тюркская языковая группа.
  29. Хамраева Е.А. Русский язык 3 класс – для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения: [в 2 ч/] / Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Москва, 2008. Сер УМК «Учим русский язык».
  30. Хамраева Е.А. Русский язык 4 класс – учебник: [в 2ч.] / Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Москва, 2012. Сер. Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление : РИТМ (2-е изд., перераб.)
  31. Хамраева Е.А. Русский язык в полиэтническом пространстве российской школы: модели организации обучения – Русский язык в школе. 2013. № 11. С. 7-14.
  32. Хамраева Е.А. Русский язык для детей соотечественников, проживающих за рубежом /Дронов В.В., Мальцева И.В., Синячкин В.П., Хамраева Е.А., Хруслова Г.В. Русский язык за рубежом. 2009 №6 (217). С4-33.
  33. Хамраева Е.А. Русский язык для зарубежных школ – рабочая тетрадь № 2 для 3 класса / Синячкин В.П., Дронов В.В., Мальцева И.В., Хамраева Е.А., Хруслов Г.В./ Москва, 2011.
  34. Хамраева Е.А. Русский язык для зарубежных школ – рабочая тетрадь № 1 для 3 класса / Синячкин В.П., Дронов В.В., Мальцева И.В., Хамраева Е.А., Хруслов Г.В./ Москва, 2011.
  35. Хамраева Е.А. Русский язык для зарубежных школ – учебник для 3 класса / Синячкин В.П., Дронов В.В., Мальцева И.В., Хамраева Е.А., Хруслов Г.В./ Москва, 2011.
  36. Хамраева Е.А. Русский язык для зарубежных школ – чтение и развитие речи для 3 класса / Синячкин В.П., Дронов В.В., Мальцева И.В., Хамраева Е.А., Хруслов Г.В./ Москва, 2011.
  37. Хамраева Е.А. Русский язык и чтение для зарубежных школ – методическое ректорство учителя / Синячкин В.П., Дронов В.В., Мальцева И.В., Хамраева Е.А., Хруслов Г.В./ Москва, 2011.
  38. Хамраева Е.А. Русский язык как иностранный – учебник для начинающих / Е.А. Хамраева, Э.И. Иванова. Москва.2009. Сер. Давайте познакомимся.
  39. Хамраева Е.А. Русский язык как иностранный 1– учебник для начинающих / Е.А. Хамрева, Э.И. Иванова. Москва, 2009. Сер. Девайте познакомимся.
  40. Хамраева Е.А. Русский язык. 3 класс – учебник / Е.А. Хамраева, А.Б. Сат. Москва, 2003. Сер. Волшебный ключ.
  41. Хамраева Е.А. Русский язык. 3 класс [Учебник] / Е.А. Хамраева, А.Б. Сат. Москва, 2003. Том. Ч.2.
  42. Хамраева Е.А. Русский язык. 4 класс – учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения: [в 2 ч.] / Митюшина Л.Д. , Хамраева Е.А. Москва, 20122. Сер. УМК «Учим русский язык» (5-е изд., стер.)
  43. Хамраева Е.А. Русский язык. 4 класс – учебник школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения: [в 2 ч.] / Л.Д. Митюшина, К.А. Хамраева. Москва, 2009. Сер. Учим русский язык : УМК.
  44. Хамраева Е.А. Русский язык. Азбука. 1 класс –  учебник па обучению грамоте и чтению. Москва, 2012. Сер.Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление: РИТМ
  45. Хамраева Е.А. Русский язык. Азбука. 1 класс – учебник по обучению грамоте и чтению для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языкам обучения / Л. Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Москва, 2011. Сер. УМК «Учим русский язык1‘ (2-е изд., испр. и доп.).
  46. Хамраева Е.А. Современный русский литературный язык /Городилова Г.Г., Гольцева О.НН., Логинова И.М., Бочарникова О.Н., Ким Н.Е., Филиппов А.В., Нечаева А.И., Хамраева Е.А., Марков В.Т., Романова Н.Н. Москва, 2010.
  47. Хамраева Е.А. Современный урок /ГалееваН.Л., Перелович Н.В., Душима И.В., Беловолова Е.А., ТаможняяЕ.А, Пузанов Б.П., Соломин Е.Н., Костенкова Ю.А.. Кучугурова Н.Д., Осеннева М.С., Морева Н.А., Струнина А.А., Ситниченко М.Я., Дубицкая Е.А., Хамраева Е.А., Максимкина И.В., ПрояненковаЛ.А.. Кузьменко Г.А., Гордиенко О.В., Трухина М.Д. и др. Сборник статей / Москва, 2012.
  48. Хамраева Е.А. Создание учебников по русскому языку как неродному :теория и деятельностный подход – Русский язык в национальной школе. 2013. № 3. С. 16-20.
  49. Хамраева Е.А. Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка (в аспекте моделирования учебных средств) – диссертация на соискание ученой степени доктора ппедагогичских наук/ Москва, 2004.
  50. Хамраева, Е. А. Теория и методика обучения детей-билингвов русскому языку [Текст] : монография / Е. А. Хамраева ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Межвузовский центр билингвального и политкультурного образования. — Санкт-Петербург : Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2017. — 155 с.
  51. Хамраева, Е. А. Лингводидактические основы диагностики коммуникативных умений билингвов [Текст] / Е. А. Хамраева // Проблемы онтолингвистики — 2018 [Текст] : материалы ежегодной международной научной конференции (Санкт-Петербург, 20-23 марта 2018 года) / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, лаборатория детской речи, кафедра языкового и литературного образования ребенка, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования. — Иваново, 2018. — С. 502-507.
  52. Хамраева, Е. А. Преподавание русского языка в полиэтнической и билингвальной школе [Текст] / Е. А. Хамраева// Русский консультант [Текст] : материалы лекций и вебинаров для учителей русских школ зарубежья. — Санкт-Петербург, 2018. — С. 154-178.
  53. Е.А. Хамраева, Л.М. Саматова. Практикум по общению: учебное пособие по развитию речи для детей соотечественников, проживающих за рубежом (7 – 9 лет) / Е.А. Хамраева, Л.М. Саматова.- Русский язык. Курсы, 2016. – 152 с. (Серия «Русская школа»)
  54. Е.А. Хамраева, Л.М. Саматова. Русский язык. 1 кл. Азбука: учебное пособие для образовательных организаций с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения / Е. А. Хамраева, Л. М. Саматова. ― М.: Просвещение, 2016. ―  112 с.
  55. Е.А. Хамраева, Л.М. Саматова. Познаём мир. 6 – 7 лет / Е. Хамраева, Л. Саматова. – Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2016. – 79 с.: илл. – (Мои первые открытия)
  56. Русистика и современность [Текст] : монография / И. П. Лысакова [и др.] ; И. П. Лысакова, Е. А. Железнякова, А. О. Абаганова, Е. Г. Абдурахманова, А. Е. Авдеева, М. Ю. Авдонина, Т. Н. Англичева, Ж. Айкын, Е. А. Андреюшина, Н. Г. Арефьева, Э. Архангельская, АсанАкеркеКамашкекызы, Н. В. Баско, Н. И. Белунова, И. Л. Бирова, С. Бичак, В. В. Богуславская, Г. В. Бойчиук, Т. А. Болдова, М. Борек, Е. В. Бузальская, К. Бучек, Н. Е. Быкова, Ван Дунсюй, Н. Л. Васильев, Г. М. Васильева, И. В. Васильева, Т. В. Веракша, М. Г. Вербицкая, М. Л. Видэл-Игнашчак, Н. О. Вик, С. А. Вишнякова, Д. В. Волкова, Л. Л. Вохмина, Н. В. Габдреева, Н. И. Гарвацкая, Н. П. Голосная, М. Дзедзиц, Н. М. Дмитриева, Е. И. Добренко, ДуЮньша, О. В. Думитраш, ДунХайтао, Г. У. Жантогулова, Д. Н. Жаткин, А. С. Журавлева, Г. Зенталя, Е. И. Зиновьева, Т. С. Иванова, И. А. Иванчук, А. Д. Ивушкина, Л. Игнатьева, Э. Капела, Х. О. Карасаева, Ю. В. Каховская, Т. Н. Кигель, Т. З. Киладзе, Л. Н. Колесникова, Т. Г. Крапоткина, Т. И. Краснова, Н. А. Красовская, М. А. Кривенькая, А. С. Куваева, А. А. Кувычко, Ю. А. Кузнецов, А. Д. Кулик, Л. Г. Кунина, Й. Кур-Кононович, Р. Курпниеце, Г. А. Куруоглу, Т. Кусаинова, М. Л. Лаптева, И. Н. Лекарева, О. В. Лекарева, А. В. Лентовская, Ли Боюй, Р. В. Лопухина, Ю. К. Лукоянова, Л. Дяай, ЛюйСюйян, Лян Цзин, Н. В. Мальцева-Замковая, М. Х. Маммад, Е. М. Маркова, Т. Н. Матвеева, Н. В. Медведева, И. Г. Милославский, О. А. Михайловская, Н. Л. Мишатина, И. М. Моисеенко, Л. В. Московскин, М. Моцаж-Клейндиенст, Л. Мукажанова, И. В. Мурадян, А. А. Мухатаева, Э. Ф. Нагуманова, Б. Нарантунгалаг, А. Б. Недосугова, Н. Е. Некора, Н. А. Нечунаева, П. В. Новикова, М. Б. Новикова, М. Б. Носова, К. Р. Нургали, М. Ю. Обухова, Н. Н. Овчаренко, А. Орос, Н. Паздзиор-Мендалька, М. К. Пак, Л. Н. Панько, Ф. Ш Пашаева, М. В. Пёнккя, О. Н. Плешикова-Синицкая, Е. Г. Полонникова, О. А. Прохватилова, Д. Т. Рашидова, О. Г. Розова, Е. В. Румянцева, Э. А. Садиева, Л. М. Саматова, А. В. Самолина, А. И. Сердюкова, Е. В. Сирота, Т. А. Сироткина, Е. В. Соколова, Л. В. Сретенская, Е. Н. Степанова, И. А. Стернин, Н. Д. Стрельникова, Л. П. Стычишина, Д. Е. Толбаева, Л. В. Трегубова, Н. П. Тропина, Б. М. Трояновска, Е. А. Хамраева, С. А. Хамшовски, С. А. Хватов, Т. Ш. Хохобашвили, О. В. Хрипункова, С. С. Хромов, А. В. Хруненкова, К. Г. Цомая, Т. З. Цомая, Цуй Лили, М. А. Шахматова, И. А. Шерстобитова, Т. А. Шорина, А. Щепаник, А. Н. Щукин, О. И. Югай, Й. Юзвяк, ЮйХунбо, Я. А. Юнусов, Д. Д. Юсупова, З. Ф. Юсупова, Ян Хайянь, И. И. Яценко ; редакторы : И. П. Лысакова, Е. А. Железнякова ; Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), кафедра межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кафедра русской филологии Жешувского университета, кафедра русского языка и кафедра мировой литературы Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, Балтийская международная академия, кафедра русской филологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, Институт восточнославянской филологии Силезского университета в Катовице. — Санкт-Петербург : Северная звезда, 2018. — Часть 1. — 441 с.
  57. Русистика и современность [Текст] : монография / И. П. Лысакова [и др.] ; И. П. Лысакова, Е. А. Железнякова, А. О. Абаганова, Е. Г. Абдурахманова, А. Е. Авдеева, М. Ю. Авдонина, Т. Н. Англичева, Ж. Айкын, Е. А. Андреюшина, Н. Г. Арефьева, Э. Архангельская, АсанАкеркеКамашкекызы, Н. В. Баско, Н. И. Белунова, И. Л. Бирова, С. Бичак, В. В. Богуславская, Г. В. Бойчиук, Т. А. Болдова, М. Борек, Е. В. Бузальская, К. Бучек, Н. Е. Быкова, Ван Дунсюй, Н. Л. Васильев, Г. М. Васильева, И. В. Васильева, Т. В. Веракша, М. Г. Вербицкая, М. Л. Видэл-Игнашчак, Н. О. Вик, С. А. Вишнякова, Д. В. Волкова, Л. Л. Вохмина, Н. В. Габдреева, Н. И. Гарвацкая, Н. П. Голосная, М. Дзедзиц, Н. М. Дмитриева, Е. И. Добренко, ДуЮньша, О. В. Думитраш, ДунХайтао, Г. У. Жантогулова, Д. Н. Жаткин, А. С. Журавлева, Г. Зенталя, Е. И. Зиновьева, Т. С. Иванова, И. А. Иванчук, А. Д. Ивушкина, Л. Игнатьева, Э. Капела, Х. О. Карасаева, Ю. В. Каховская, Т. Н. Кигель, Т. З. Киладзе, Л. Н. Колесникова, Т. Г. Крапоткина, Т. И. Краснова, Н. А. Красовская, М. А. Кривенькая, А. С. Куваева, А. А. Кувычко, Ю. А. Кузнецов, А. Д. Кулик, Л. Г. Кунина, Й. Кур-Кононович, Р. Курпниеце, Г. А. Куруоглу, Т. Кусаинова, М. Л. Лаптева, И. Н. Лекарева, О. В. Лекарева, А. В. Лентовская, Ли Боюй, Р. В. Лопухина, Ю. К. Лукоянова, Л. Дяай, ЛюйСюйян, Лян Цзин, Н. В. Мальцева-Замковая, М. Х. Маммад, Е. М. Маркова, Т. Н. Матвеева, Н. В. Медведева, И. Г. Милославский, О. А. Михайловская, Н. Л. Мишатина, И. М. Моисеенко, Л. В. Московскин, М. Моцаж-Клейндиенст, Л. Мукажанова, И. В. Мурадян, А. А. Мухатаева, Э. Ф. Нагуманова, Б. Нарантунгалаг, А. Б. Недосугова, Н. Е. Некора, Н. А. Нечунаева, П. В. Новикова, М. Б. Новикова, М. Б. Носова, К. Р. Нургали, М. ю. Обухова, Н. Н. Овчаренко, А. Орос, Н. Паздзиор-Мендалька, М. К. Пак, Л. Н. Панько, Ф. Ш Пашаева, М. В. Пёнккя, О. Н. Плешикова-Синицкая, Е. Г. Полонникова, О. А. Прохватилова, Д. Т. Рашидова, О. Г. Розова, Е. В. Румянцева, Э. А. Садиева, Л. М. Саматова, А. В. Самолина, А. И. Сердюкова, Е. В. Сирота, Т. А. Сироткина, Е. В. Соколова, Л. В. Сретенская, Е. Н. Степанова, И. А. Стернин, Н. Д. Стрельникова, Л. П. Стычишина, Д. Е. Толбаева, Л. В. Трегубова, Н. П. Тропина, Б. М. Трояновска, Е. А. Хамраева, С. А. Хамшовски, С. А. Хватов, Т. Ш. Хохобашвили, О. В. Хрипункова, С. С. Хромов, А. В. Хруненкова, К. Г. Цомая, Т. З. Цомая, Цуй Лили, М. А. Шахматова, И. А. Шерстобитова, Т. А. Шорина, А. Щепаник, А. Н. Щукин, О. И. Югай, Й. Юзвяк, ЮйХунбо, Я. А. Юнусов, Д. Д. Юсупова, З. Ф. Юсупова, Ян Хайянь, И. И. Яценко ; редакторы : И. П. Лысакова, Е. А. Железнякова ; Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), кафедра межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кафедра русской филологии Жешувского университета, кафедра русского языка и кафедра мировой литературы Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, Балтийская международная академия, кафедра русской филологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, Институт восточнославянской филологии Силезского университета в Катовице. — Санкт-Петербург : Северная звезда, 2018. — Часть 2. — 407 с.
  58. Хамраева, Е. А. Лингводидактическая диагностика детей-билингвов : концепция и решения [Текст] / Е. А. Хамраева // Русистика и современность [Текст] : монография / Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), кафедра межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кафедра русской филологии Жешувского университета, кафедра русского языка и кафедра мировой литературы Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, Балтийская международная академия, кафедра русской филологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, Институт восточнославянской филологии Силезского университета в Катовице. — Санкт-Петербург, 2018. — Часть 2. — С. 281-287.
  59. Е.А.Хамраева, Л.М. Саматова. Букварь. Учебник для детей 5 -7 лет, начинающих изучать русский язык / Е.А.Хамраева, Л.М. Саматова // Российская международная школа. Австрия, 2015. – 176 с.
  60. Е. А. Хамраева др. Лингводидактическая диагностика для школ русского зарубежья [Текст] : учебно-методическое пособие для учителей русских школ, родителей и детей, изучающих русский язык в образовательных организациях вне Российской Федерации / Е. А. Хамраева [и др.] ; Е. А. Хамраева, Л. М. Саматова, А. К. Новикова, Т. А. Шорина, О. Ю. Ряузова ; рецензия Л. П. Клобуковой ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования. — Санкт-Петербург : Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2018. — 154 с.
  61. Хамраева Е.А. Предметная интеграция в детском модуле «Русский язык как иностранный» как основа обучения и развития // В сборнике: Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 225-231.
  62. Сборник материалов второго всероссийского научно-практического семинара для учителей общеобразовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся / Под общей редакцией Т.М. Балыхиной. 2019.
  63. Хамраева Е.А. Билингвально образование, субмерсия и иммерсия как способы сохранения родного языка // В сборнике: Правовые основы функционирования государственных и региональных языков в условиях дву- и многоязычия (мировой опыт реализации языковой политики в федеративных государствах). Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2019. С. 3-5.
  64. Русский язык как иностранный. Будущему педагогу // Кузьмина Е.О., Надха С.Э., Логинова М.С., Макоева Ф.С., Альсова А.А., Гасанова О.Э., Смирнова Л.А., Сат А.Б., Бердичевский В.А.
    учебник для иностранных учащихся подготовительных факультетов: в 2 частях / под общ. ред. Е. А. Хамраевой. Москва, 2019. Том Часть 2 А 2
  65. Хамраева Е.А. Театрализация как технология урока РКИ // В сборнике: Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного. материалы международной научно-практической конференции. под общ. ред. С. А. Вишнякова. 2019. С. 410-413.
  66. Хамраева Е.А. Новая лингводидактическая диагностика детей-билингвов: концепция и решения // В сборнике: Современная онтолингвистика : проблемы, методы, открытия. материалы ежегодной международной научной конференции. редколлегия : Т. А. Круглякова (ответственный редактор), Т. А. Ушакова, М. А. Еливанова, Т. В. Кузьмина; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Лаборатория детской речи, Институт детства, кафедра языкового и литературного образования ребенка. 2019. С. 510-514.
  67. Хамраева Е.А. Государственный русский язык и родные языки в пространстве российской школы // В сборнике: Билингвальное образование. материалы научно-практического семинара «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия». Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования. 2019. С. 5-15.
  68. Учителям поликультурных школ Ленинградской области // Лысакова И.П., Хамраева Е.А., Железнякова Е.А., Уша Т.Ю., Шорина Т.А. (учебно-методическое пособие по социальной адаптации детей-мигрантов) / Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, Проект «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область». Санкт-Петербург, 2019. (2-е издание, исправленное и дополненное)
  69. Хамраева Е.А. Государственный русский язык и родные языки в пространстве российской школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 192. С. 98-105.
  70. Унарова В.Я., Хамраева Е.А. Развитие метаязыковых способностей у младших школьников-билингвов как самостоятельная задача обучения языкам // Педагогическое образование в России . 2019. № 1. С. 31-37.
  71. Хамраева Е.А. Когнитивный потенциал русского языка в обучении детей-билингвов // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2019. № 13. С. 127-136.
  72. Хамраева Е. А., Алексинская А. Ю., Андреюшина Е. А., Новикова П. В., Обласова А. В., Углова А. Б. Сравнительный анализ проблем и ресурсов в системе образования детей мигрантов (на примере федеральных округов Российской Федерации) // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 643-664. doi: 10.32744/pse.2022.1.41

Хамраева Елизавета Александровна имеет награды:

Почетное звание «Основатель научной школы»
 Основатель научной школы: «Методика формирования коммуникативной компетенции у детей-билингвов при обучении русскому языку»

admin

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.