Шорина Татьяна Александровна, ведущий научный сотрудник

Ведущий научный сотрудник

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Тема кандидатской диссертации: Методическое сопровождение подготовки русского языка к обучению учащихся-инофонов аудированию

Татьяна Александровна  является  научным разработчиком образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования   по направлениям: русский язык как иностранный/ неродной;  языковая и социокультурная адаптация мигрантов;  вопросы билингвального обучения детей; диагностика билингвальной детской аудитории.  Т.А. Шорина  является научным разработчиком учебно-методических пособий по русскому языку как иностранному;  автором учебно-методических пособий по социокультурной адаптации  учащихся — инофонов; аудированию, восприятию иностранной речи на слух.

Сфера профессиональных интересов  Т.А. Шориной охватывает методику обучения русскому языку  как иностранному  в школах соотечественников за рубежом; билингвальное обучение и диагностику детей-билингвов, проживающих в полиэтнических регионах РФ и за рубежом,   продвижение и укрепление  русского языка  и интереса к России в мире; а также сравнительно-историческое языкознание, лингвистическую компаративистику.

Т.А. Шорина награждена медалью Почетный Учитель Пушкинской школы г. Лейден, Нидерланды.

Научные публикации:

  1. Шорина Т.А., Е.А. Андреюшина Е.А. Апробация диагностических материалов для тестирования детей-билингвов в классической гимназии // Учителю русской зарубежной школы : сборник / под редакцией П.Г. Гельфрейх и А.В Голубевой. — СПб. : Златоуст, 2019. — 247-253.
  2. Шорина Т.А. Предметно-языковое интегративное обучение: история, культура, русский язык и литература в музыкальных произведениях русских композиторов // В книге: Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии. Сборник тезисов международного семинара: из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» : в рамках мероприятий Международного года языков коренных народов. 2019. С. 101.
  3. Шорина Т.А. Русский язык в аспекте предметно-языкового интегрированного обучения: проблемы полиэтнических регионов РФ (на примере республики Татарстан) // В сборнике: Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 232-238.
  4. Шорина Т.А., Саматова Л.М. Поликультурное образование в РФ: опыт, цели, задачи // В сборнике: Сборник материалов Второго Всероссийского научно-практического семинара для учителей общеобразовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся. Под общей редакцией Т.М. Балыхиной. 2019. С. 64-71.
  5. Саматова Л.М., Шорина Т.А. Лингводидактическое тестирование детей-билингвов на базе международного центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена // В сборнике: Билингвальное образование. материалы научно-практического семинара «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия». Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования. 2019. С. 91-103.
  6. Шорина Т.А. Новое в билингвальном образовании: практика проведения диагностики на признание носителями русского языка // В книге: Русистика и современность. Лысакова И.П., Железнякова Е.А., Абаганова А.О., Абдурахманова Н.Г., Авдонина М.Ю., Агличева Т.Н., Айкын Ж., Андреюшина Е.А., Арефьева Н.Г., Архангельская Э., Асан А.К., Баско Н.В., Белунова Н.И., Бирова И.Л., Бичак С., Богуславская В.В., Бойчиук Г.В., Болдова Т.А., Борек М., Бузальская Е.В. и др. Санкт-Петербург, 2018. С. 288-293.
  7. Рыкова Е.А., Шорина Т.А. Подготовка учителей русского языка в системе дополнительного профессионального образования к обучению учащихся-инофонов аудированию // Среднее профессиональное образование. 2017. № 2. С. 31-35.
  8. Шарипова Э.И., Шорина Т.А. Об особенностях литературного перевода с национальных языков Российской Федерации на русский (на примере татарского и карачаево-балкарского языков) // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 302-304.
  9. Шорина Т. С чего начинается Россия… По следам международного фестиваля «Знатоки России и русского языка» // Этнодиалоги. 2017. № 2 (53). С. 120-126.
  10. Шорина Т.А., Шарипова Э.И. О специфике подготовки учителя русского языка как иностранного для обучения детей мигрантов // Среднее профессиональное образование. 2016. № 12. С. 23-26.
  11. Шорина Т.А. Социально-культурная и языковая адаптация средствами образования: аудирование социокультурной направленности // Среднее профессиональное образование. 2015. № 3. С. 45-48.
  12. Шевцова А., Шорина Т. «Тексты идентичности» для детей неокочевников // Этнодиалоги. 2014. № 3 (47). С. 137-141.
  13. Шорина Т.А. Педагогическая техника учителя русского языка как иностранного при обучении аудированию социокультурной направленности // Среднее профессиональное образование. 2013. № 3. С. 15-18.
  14. Шорина Т. Формирование языковых компетенций у школьников-мигрантов при обучении иностранному (неродному) языку //
    Этнодиалоги. 2012. № 1 (38). С. 199-202.
  15. Шорина Т.А. Роль аудирования в решении проблемы социокультурной адаптации учащихся-инофонов // Среднее профессиональное образование. 2010. № 9. С. 50-54.
  16. Шорина Т.А. Технология аудирования для преподавания русского языка как иностранного // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С. 41-43.
  17. Савченко Т.В., Синева О.В., Шорина Т.А. Методика РКИ. Обучение грамматике // Русский язык. 2007. № 7.

Учебно –методические пособия:

Лысакова И.П., Хамраева Е.А., Железнякова Е.А., Уша Т.Ю., Шорина Учителям поликультурных школ ленинградской области (учебно-методическое пособие по социальной адаптации детей-мигрантов) / Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, Проект «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область». Санкт-Петербург, 2019. (2-е издание, исправленное и дополненное)

Хамраева Е.А., Саматова Л.М., Новикова А.К., Шорина Т.А., Ряузова О.Ю. Лингводидактическая диагностика для школ русского зарубежья (учебно-методическое пособие для учителей русских школ, родителей и детей, изучающих русский язык в образовательных организациях вне Российской Федерации) / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования. Санкт-Петербург, 2018.

Шорина,  Т.А.  Человек, его характер мир: изучаем играя: пособие по развитию речи для детей, изучающих русский язык как иностранный /  О.В. Синева, Т.А. Шорина — М.: Русcкий язык. Курсы, 2008- 88с.,илл.

Шорина, Т.А.  Русский язык: от ступени к ступени РКИ Части 5-6 [Текст]/ Т.В.Савченко, О.В.Синева, Т.А.Шорина // Комплект учебных пособией для детей младшего и среднего возраста, слабо владеющих русским языком. Часть 5-6/// М.,  Этносфера, 2009. 192c.

Шорина, Т.А. Говорит Москва. Слушайте и запоминайте.  Уроки аудирования социокультурной направленности / Учебно-методическое пособие  / Т.А. Шорина, каф. ЮНЕСКО МИОО.- М.: Этносфера.- 2012. 112с.

Шорина, Т.А. Учимся жить в России [Текст]/ О.Н.Каленкова, Е.А.Омельченко, Т.Л. Феоктистова, Т.А. Шорина //Пособие по социально-культурной адаптации.- М, ГАОУ ВПО МИОО.- Этносфера. 2013 . 207с.

admin

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.